Бумага в природе. Древние аналоги бумаги

Каменные летописи

Бумагу люди придумали через четыре тысячи лет после изобретения письменности. Первобытный человек не знал столь универсального материала, не умел писать, но фиксировал чувства и мысли. Это имело сакральное значение. Пращуры верили, что таким способом они помогают себе в будущем. Сцены охоты и собирательства, военных баталий, ритуальных танцев со стрелами, копьями и каменными топорами дошли до нас благодаря рисункам. Авторы силуэтов мамонтов, оленей, буйволов, птиц и рыб, Солнца, Луны и человеческих фигурок изображали их на каменных стенах своих пещер.

Одни из самых известных мест наскальной живописи — Испания и Франция. Ученые открыли там художества, сделанные 17 тысяч лет назад. Первые образцы в 1879 году обнаружил в провинции Кантабрия испанский археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола. Великолепный вернисаж древнего искусства с образами фауны той поры найден в случайно открытой в 1940 году подростками пещере Ласко во Франции. Не зря ее назвали «Сикстинской капеллой» первобытной живописи.
Крупнейший музей рисунков под открытым небом расположен в пустыне Сахара. На территории Алжира обитали охотники и скотоводы, оставившие потомкам свои произведения. Предкам африканских бушменов принадлежат рисунки в пещерах другой пустыни — Калахари, на пути кочевий X-VIII тысячелетий до нашей эры.

Индийские археологи нашли росписи эпохи мезолита (применительно к Индии X–IV тысячелетий до нашей эры) в пещере штата Мадхья-Прадеш. Метростроители Мехико откопали остатки цветного каменного календаря древних индейцев, населявших Мексику. Наскальные рисунки открыты на стенах пещеры острова Пинос в Карибском море. Возле города Ика в Перу собраны камни с изображениями людей и животных. Встречается древняя живопись и в Австралии.

Близ перевала Хамар-Дабан на реке Чулуут в Монголии застыла в камне удивительной красоты Вселенная — лунорогие быки, олени, парящие выше Солнца. В композиции есть людские фигуры. Здесь располагалось святилище, где устраивали ритуальные танцы и жертвоприношения. Смысл части знаков, которым пять тысяч лет, пока не разгадан. Подобные памятники первобытного искусства открыты в Азербайджане, Армении, Казахстане и Узбекистане.
В России водолазы спасли из глубин водохранилища Красноярской ГЭС Туранскую писаницу, названную в честь местной горы Туран. Высеченные камнем по камню наскальные рисунки отображают историю Сибири. Туристам, ходившим по Уралу и уссурийской тайге, сплавлявшимся по Лене, Ангаре или Амуру, знакомы причудливые изображения животных. Редчайшую коллекцию таких артефактов собрали в Хакасии сотрудники Абаканского музея. Писаницы или петроглифы найдены в Саянском каньоне Енисея, в тувинском урочище Мугур-Саргол, в местности под названием Бесов Нос на Онежском озере. В старину каменные летописи часто считали бесовскими проделками. Но именно они помогают современному человечеству с высоты своего опыта с любопытством заглянуть в собственную колыбель.

От рисунков к знакам

Живопись — переходное звено между рисунками и письменностью. Более поздние изображения в виде символов, условных обозначений получили название пиктограмм.

Жившие в III тысячелетии на юге современного Ирака шумеры применяли иероглифы. Их клинописное письмо переняли вавилоняне, ассирийцы, хетты и персы. Древние египтяне создали сложную иероглифическую письменность, которая передавала оттенки мыслей и художественных образов. Возникнув на исходе IV тысячелетия до нашей эры, она прошла длинный путь совершенствования. О жизни великих цивилизаций — Вавилона, Ассирии, Персии, Древней Греции поведали потомкам испещренные письменами каменные столбы. Письменными знаками пользовались представители исчезнувшей цивилизации этрусков. Современные ученые уверены, что пиктографической письменностью владели коренные обитатели Америки индейцы майя.
На раскопках города Сузы — столицы персидского царства из трех обломков такой «книги» ученые реконструировали колонну высотой два с четвертью метра. На вершине столба оказались рельефные фигуры вавилонского бога Шамаша и царя Хаммурапи. После расшифровки выяснилось, колонна — свод законов, созданный в 1750-х годах до нашей эры. Это один из старейших правовых памятников в мире. Подобные «сборники» стояли в городах царства. В Армении археологи обнаружили созданные девять тысяч лет назад знаки, чье начертание напоминает все известные древние алфавиты.

В музеях много каменных экспонатов с текстами. В Государственном историческом музее хранится двухметровая базальтовая плита с письменами Русы II, царя древнейшего государства Урарту. На стене храма фараона Рамсеса II высечен огромный текст о победах царей Египта. В XIX веке в Лондон перенесли обелиск со знаками времен Клеопатры. В 1835 году английский ученый Г. К. Роулинсон начал исследовать клинописную книгу подвигов персидского царя Дария I. Высота ее семь, а ширина двадцать метров.

Старейшим из сохранившихся религиозных текстов на камне является описание Осириса, бога царства мертвых в Египте. Самой большой такой книгой в мире считают летопись на стенах храма в греческих Фивах. Ее страницы достигают сорока метров в ширину.

В Нормандии на огромных камнях часто высекали таинственные руны. В Древней Руси особое место принадлежит граффити. Магические и бытовые надписи сохранились на стенах Софийского собора в Киеве. Выцарапывать в храмах и монастырях молитвы, прошения и благодарности стало так популярно, что уставы некоторых князей предусматривали наказания за подобные отметки.

Библиотека из глины

В Ассирии, Вавилоне и на Крите предпочитали писать на глиняных плитках. Клинопись на мягкой сырой глине выдавливали металлическими палочками. При помощи штампов с перевернутыми выпуклыми буквами тиражировали царские указы, договоры и торговые соглашения, скрепляя их оригинальными печатями. Таблички сушили на солнце, а для большей прочности обжигали. Плитки посылали адресатам или укладывали в деревянные ящики, заменявшие переплеты. Страничка толщиной от полутора до двух сантиметров весила около килограмма. Чтобы отправить несколько книг, снаряжали караван верблюдов. В Персии при царе Кире существовали почтовые станции для доставки глиняных писем. Необожженные таблички служили школьными тетрадями.

«23 марта 1900 года Артур Эванс, несколько его ассистентов, прошедших строгий отбор, и 30 рабочих из местных жителей начали раскопки в Кноссе, на севере Крита, неподалеку от современного Ираклиона, — пишет в книге „Тайна лабиринта“ журналистка из США Маргалит Фокс. — 30 марта лопата уперлась в глиняную табличку. 5 апреля в одной из комнат дворца был открыт целый клад таких табличек, многие в превосходном состоянии. Таблички оказались древнейшими в Европе памятниками письменности. Датируются они приблизительно 1450 годом до нашей эры, за семь веков до появления греческого алфавита».
Древнейшей библиотекой историки считают обнаруженное при раскопках столицы Ассирии Ниневии собрание глиняных книг. Принадлежало оно жившему 2,5 тысячи лет назад образованному ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Более 20 тысяч плиток рассортировали и занесли в каталоги. Это молитвы и заклинания от злых духов, сочинения по медицине и математике, астрономии и литературе. Обнаруженная при раскопках клинописной библиотеки Ашшурбанипала поэма «Эпос о Гильгамеше» — один из старейших сохранившихся литературных памятников в мире. Это великое произведение литературы Древнего Востока записано мелкой клинописью на 12 шестиколонных глиняных табличках.

В ниневийской библиотеке нашли словарь шумерского языка. Ассиро-вавилоняне покорили царство шумеров, но язык побежденных изучали так, как наши современники штудируют латынь или древнегреческий. Свет на истоки дипломатической почты пролила переписка фараона Египта с правителями соседних государств. Она известна как «амарнские письма», изготовленные в XIV веке до нашей эры. Глина сохранила и самый старый на планете мирный договор, подписанный в 1269 году до нашей эры между представителями первых великих цивилизаций — хеттами, жившими на территории современной Турции, и египтянами. Около 2050 года до нашей эры на глине зафиксирован древнейший из дошедших до нас свод законов Ур-Намму, царя Ура, Шумера и Аккада. Самой старой картой мира считают табличку из Месопотамии, датированную рубежом VIII—VII вв.еков до нашей эры. На ней изображены не только реальные, но и вымышленные географические объекты.

Глиняные книги из Вавилона можно увидеть в Британском музее Лондона. Более 160 видов плиток с письменами собраны в Лувре. Хранит эти пришедшие из глубины веков образцы письменности и Санкт-Петербургский Эрмитаж.

Путем проб и ошибок

В поисках более легкого, чем глина, материала для письма люди обращались к другим воспринимающим поверхностям. Испытанию на способность служить средством передачи информации подвергались раковины моллюсков, панцири черепах и кости других животных, бамбук и кора деревьев, свинец, медь и золото, шелк, черепица и керамические вазы. Для этой цели писцы пытались приспособить даже утрамбованный влажный песок.
Надписи на гадальных костях, обнаруженные близ города Аньян в китайской провинции Хэнань, считают первыми историческими письменами Китая. Литератор династии Хань (206 год до нашей эры — 220 год нашей эры) Дуфань Шо написал для императора статью на трех тысячах древесных стволов. Их с трудом доставили во дворец. Книги на шелке появились в Поднебесной в V веке. У этого материала был другой недостаток — он дорого стоил. Старались использовать даже мелкие его обрезки. Их размачивали, вручную растирали между камнями. Полученную кашицу наливали на гладкую поверхность, например отшлифованную каменную плиту, и прижимали камнем. Кашица высыхала, превращаясь в лепешку, на которой писали.

Древние народы использовали узелковое письмо. Кипу (кечуа — khipu, исп. — quipu), своеобразная «письменность» инков и их предшественников в Андах, представляла собой сплетения и узелки веревок, изготовленных из шерсти южноамериканских животных — лам и альпак. Подобный способ записи существовал и в Древнем Китае до изобретения иероглифов. Для передачи информации нередко служили вещи, которыми обменивались первобытные племена. Трубка мира, например, символизировала прекращение вражды.

На Востоке в добумажную эпоху приспособили для письма листья деревьев. Их ровные и гладкие части обрезали, сушили, пропитывали маслом. На обеих сторонах металлической иглой выцарапывали знаки. Собрания книг из пальмовых листьев как зеницу ока берегут в библиотеках индонезийского острова Бали, в Лаосе, Таиланде и других странах. Материалом растительного происхождения, использовавшимся с VIII века в Центральной Америке и на Гавайских островах, была тапа. Делали ее из лыка шелковичного бумажного дерева. Лыко промывали, убирали неровности, отбивали молотком, разглаживали, просушивали и заполняли знаками.

С развитием металлургии на Востоке и Западе стали применять для письма металлические пластины. Тонкие полоски свинца скатывали в рулоны. Великую поэму Гомера «Илиада» выгравировали на свинцовых листах. Древнегреческий ритор Дионисий Галикарнасский упоминает о бронзовой стеле в храме Дианы на Авентине с записью договора царя Сервия Туллия с латинскими городами.

Тысячи бронзовых, медных и свинцовых досок с письменами украшали Древний Рим. Древнеримский историк Тит Ливий указывает, что договор, заключенный консулом Спурием Кассием в 493 году до нашей эры, зафиксирован на бронзовой колонне. Памятник римского права «Законы 12 таблиц» выгравирован на бронзе. Римские воины получали бронзовые аттестаты с письменными благодарностями за 25-летнюю службу.
В Индии для записи законов и других важных государственных документов выбрали медь. В Государственной библиотеке Монголии есть книга с золотыми буквами на серебряных страницах. Золота в ней 52 килограмма, а серебра 640 килограммов.

Тексты для металла наносили на форму отливки, что было неудобно. Производство пластин занимало много времени и требовало больших затрат. Пластины позволяло себе только высшее сословие. Выход нашли те же римляне. Более дешевым материалом — восковыми табличками из дерева или слоновой кости человечество пользовалось более полутора тысяч лет.

Ничего универсального долго не появлялось. Одни материалы оказывались чересчур тяжелыми, другие хрупкими, третьи отличались дороговизной или требовали слишком больших усилий при обработке.

Деревянные письмена

Поверхности для письма были и деревянными. Древние германцы использовали дощечки из бука. Отсюда происходят обозначающие книгу слова: book в английском языке и Buch —в немецком. Для работы над ошибками на деревянной поверхности требовалось много времени. Авторы старались сразу писать грамотно.
В древнегреческом городе-государстве Афины хранились деревянные плиты и цилиндры с вырезанными текстами законов Драконта (621 год до нашей эры) и Солона (594 год до нашей эры), о чем свидетельствуют мыслители Аристотель и Плутарх. Деревянные дощечки с воском получили распространение в Древней Греции и Риме. Знаки на них выдавливали острой медной палочкой. Ее верхний конец напоминал лопатку. Палочку назвали стилем. Отсюда слово «стиль» в значении «красота слога».

Жители острова Пасхи вырезали знаки на деревянных поверхностях зубом акулы, называя их «говорящим деревом». Китайцы выжигали петроглифы раскаленной иглой на бамбуке. Кельты записывали буквы на деревянных дощечках — пренах, назвав свою азбуку «коэлбрен» или «дерево достоверности». Некоторые слова валлийского языка содержат связь между понятиями «дерево», «алфавит» и «мудрость». Для передачи информации валлийцы применяли палочки с зарубками. Знаки понимали только посвященные.

На горе Мут в Таджикистане при раскопках старого замка обнаружена затейливая арабская вязь, адресованная одному из среднеазиатских правителей. Написана она черной тушью на очищенных от коры ивовых палках.

В античную эпоху появились покрытые воском таблички из бука, дуба и других твердых пород дерева. Края табличек были приподняты, до их уровня наливали горячий воск, разглаживая его скребком. По застывшему воску писали заостренным стержнем. Греки именовали таблички дельтами. Края их сверлили для нанизывания на шнурки. Две связанные таблички составляли диптих, три — триптих, четыре и более — полиптих. Вощеные писчие дощечки использовали в Европе до средних веков. Богатые люди делали записи не только на деревянных, но и на роскошных табличках из слоновой кости. Восковые «тетради» напоминали о делах и обязательствах, служили блокнотами, черновиками текстов, которые переносили на папирус и пергамент.

Слово «тетрадь» (греч. τετράδιον — четыре листа) связано с тем, что число «4» в Древней Греции считали священным. Оно означало совершенство и целостность, полноту и справедливость, количество сторон света, времен года и стихий — землю, воду, воздух и огонь. Дорогие учебники для удобства чтения в библиотеках делили на четыре части.

В Древней Руси материалом для письма служили церы — небольшие деревянные дощечки прямоугольной формы, с выпуклыми краями, заполненные воском. Ученые датировали их на раскопках в Великом Новгороде X—XII веками. Чтобы закрепить воск на дереве, внутреннюю поверхность табличек покрывали насечками. По краям исписанной церы делали отверстия для кожаного ремня, чтобы соединять пластины. Тексты на воске можно было стирать. Знаки на них — черты и резы — напоминали руны и плохо сохранились. Когда в IX веке широкое распространение получила кириллица, на церах ученики княжеских школ оттачивали мастерство, изучая азбуку.

«Велесова книга» о прошлом славян написана на 35 березовых «дощьках». Существуют, правда, сомнения в подлинности этой языческой летописи.

Берестяная грамота

В силу непрактичности церы и дороговизны пергамента русичи, особенно представители низких социальных слоев, использовали в письменных сообщениях бересту. Книги из нее сохранились в земле лучше, чем пергаментные рукописи. Первые берестяные грамоты ученые нашли в Новгороде благодаря археологическим раскопкам 1951 года. Нацарапать на бересте записку было обыкновенным делом. Таких писем много не только в Новгороде, но и в других русских городах. Грамоты — свидетельства развития культуры и письменности славян. У ее истоков стояли просветители из Византии Кирилл и Мефодий.
На бересте писали не только в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 году 30 пудов бересты для письма наша страна продала в Персию.

Во время Великой Отечественной войны очередной выпуск газеты «Партизанская правда» на Брянщине оказался под угрозой срыва из-за временного отсутствия бумаги. Было принято решение газету отпечатать… на бересте. Экземпляры уникального издания хранятся в музеях городов Брянска и Дятьково.

Прежде чем использовать березовую кору для рукописи, ее вываривали в воде, сняв грубые слои. После сушки куски бересты обрезали до прямоугольной формы. Заостренными орудием — костяным, металлическим или деревянным писалом, которое писцы крепили на поясе, наносили знаки. Лопаточкой в верхней части инструмента для письма исправляли ошибки на бересте или соскабливали воск в церах. Исписанные страницы пробивали шилом и связывали кожаным шнурком в берестяные книги.

Прошло немало времени, прежде чем дерево удалось превратить в удобный и дешевый материал для письма — бумагу.

Дары природы. Крылатые строители

Сколько полезного можно почерпнуть, созерцая мудрость природы! Изучение живых организмов помогает людям разгадывать ее загадки, понять, как устроен мир.

Если присмотреться к тому, что нас окружает, становится ясно — природа часто опережает и удивляет неожиданными изобретениями. Человек не стал бы человеком, если бы не стремился понять их, поставив себе на службу. Так и с бумагой, которая старше, чем принято считать, и существует в естественных условиях миллионы лет. Задолго до людей изготавливать этот универсальный материал «научились» шершни и осы — представители отряда перепончатокрылых (Hymenoptera) семейства настоящие осы (Vespidae).
Кто хоть раз не наблюдал гудящую суету грозных насекомых возле серых, похожих на кухонные горшки гнезд? Приближаться к ним себе дороже. Велик риск многочисленных укусов. Из чего вьют легкие и прочные осиные гнезда их жужжащие обитатели?

Крылатые строители отнюдь не суетятся. Словно миниатюрные летающие бумагоделательные машинки они тщательно разжевывают старую, омертвевшую древесину, перерабатывая ее в толстую серую бумагу. Это сырье и служит материалом для круглых жилищ хищных насекомых.

Заготавливают его осы на отживших деревьях, пнях, деревянных постройках и столбах. Пятясь назад, насекомое соскребает челюстями кусочки насыщенного целлюлозой древесного волокна, смачивая и размягчая массу богатой белками слюной. Каждый комочек оса бережно переносит на строительную площадку. Там она вновь пережевывает сбор, обильно снабжая содержащимися в слюне склеивающими веществами. Насекомое деловито садится на край ячейки будущего гнезда и, прижав комочек к поверхности, тщательно раскатывает его в полоску.

Множество скрепленных между собой бумажных полосок формирует легкие, но прочные стенки «висячих крепостей»". Эти их качества возникают благодаря белку коллагену, переваренному осой крахмалу, пыльце и воску. Наделенные водоотталкивающими свойствами постройки крылатых «бумагопроизводителей» очень прочны.

Отходы — в доходы

До «классической» бумаги природа подсказала людям и другие естественные технологии изготовления бумагоподобных материалов из животного и растительного сырья.

Древние индусы открыли процесс образования листа, подобного бумажному, в луже дождевой воды — из отходов жизнедеятельности крупных травоядных животных, например, слонов. Фабрики, где производят такую бумагу по старой технологии, работают в Индии и Индокитае до сих пор. Рядом с крупнейшим центром туризма Чианг Май на севере Таиланда есть музей под открытым небом. Компания Poopoopaper, что можно перевести как «бумага из навоза», демонстрирует там естественный процесс изготовления необычного материала для письма.
В пище животных много растительных волокон. Это и учли авторы изобретения. После сушки на солнце слоновьи лепешки не пачкаются и не пахнут. За несколько часов варки от субстанции отделяют неволокнистые вещества — листья, грязь, камни. Стоградусная температура убивает бактерии. Вода идет на полив и удобрение садов. Кашицу без химии окрашивают экологически безопасными красителями. Шарики из однородных комочков хранят или транспортируют. По потребности их равномерно распределяют на сетке для сушки. Все, бумага готова к использованию. Процесс может быть не только ручным, но и машинным. На промышленной линии бумага становится более гладкой.
В глубокой древности мастера бумажных дел разделяли и мелко перетирали волокна крапивы. Путем встряхивания в специальных формах волокна тесно переплетались. Готовый лист выкладывали на гладкую поверхность и прижимали тяжелой каменной плитой. После сушки из крапивных заготовок получалась бумага. Для ее изготовления не требовалось много усилий и ценного сырья.

Традиции такого производства не ушли в прошлое. Жесткую, фактурную, похожую на картон бумагу из крапивы, папоротника, шелковицы, льна, ревеня, проваренного в щелочи тополиного пуха, коры кустарников, сухих банановых «хвостиков» и сегодня вручную отливают в художественно-прикладных целях народные умельцы. Инструментами им по-прежнему служат деревянная рамка, вилка и молоток-киянка, валик, струбцина или пресс, а также обычные таз или кастрюля. Отличие от старинных методов состоит лишь в том, что натянутые на рамки сетки изготовлены из полимеров.

Тростниковое чудо

Способы изготовления двух самых известных предшественников бумаги тоже подсказала человеку природа. Первым из них огромную роль в развитии культуры, науки и просвещении сыграл папирус (др.-греч. — πάπῡρος, лат. — papyrus).
Этот прочный и легкий в обработке материал появился в Древнем Египте на рубеже III-II тысячелетий до нашей эры. Болотистая долина Нила изобиловала многолетним водным растением семейства осоковых высотой до пяти метров. Из него делали одежду, обувь, канаты, циновки, мебель, лодки, его даже употребляли в пищу. Древнегреческий философ Теофраст в своей «Естественной истории» записал рецепт, как готовить из тростника писчий материал.

Папирус оказался великолепным способом хранения записей. Он легок, удобен в транспортировке. На нем записывали объемные тексты — астрономические познания, трактаты по медицине и математике. Среди сохранившихся свитков есть архивные и исторические документы, гимны, проза. Таким способом сохранилась история, которую Джузеппе Верди положил в основу оперы «Аида». Собрания свитков греки назвали библиос (др.-греч. — βιβλος). Отсюда слово библиотека. Особенно славилась библиотека египетского города Александрии с более чем 30 тысячами томов (гр. τομος — часть).
Основные компоненты папируса: целлюлоза — 57, лигнин — 27, минералы — 9, вода — 7 процентов. Изготавливали его так. От нижней части срезанного трехгранного стебля отделяли твердую оболочку, сердцевину разрезали на полоски. Отсортированные по ширине и толщине полоски два-три дня выдерживали в свежей воде для набухания и удаления водорастворимых веществ. Затем их прокатывали деревянной каталкой и перпендикулярно накладывали друг на друга. Сверху помещали груз. Выделявшийся под прессом сок был отличным связующим веществом. Листы пропитывали мучным клеем, обезвоживали, прессовали, сушили, разглаживали и полировали гладким камнем.

На тысячи лет папирус занял одно из ведущих мест в культуре древних цивилизаций. Свитки кремового оттенка достигали 18 метров в длину. Для письма использовали кисти из стеблей растений рода ситник (Juncus) или тростник (Phragmites), позже перо с раздвоенным концом — калям, черную и красную краски. В Лувре хранится извлеченный из саркофага «похоронный ритуал», относящийся к XVIII веку до нашей эры.

Папирус пытались развести в Древнем Риме, но изделия тамошних умельцев годились лишь на обертку. Как сувенир для туристов его и сейчас изготавливают в средиземноморских Сиракузах и на родине знаменитого материала — в Египте. Тайну этого растения раскрыл знаток истории Египта Хасан Рагаб, создавший в Каире плантации на основе привезенных из соседнего Судана корней. Так папирус перестал быть музейной редкостью. На нем переиздают раритетные книги, делают чертежи, выполняют сувенирные эстампы. Греческие и латинские тексты на свитках из папируса изучает историко-филологическая наука — папирология. В 1987 году в Сиракузах создали для туристов Музей папируса. В 1990-х годах он превратился в научное учреждение, где совместно с Каирским музеем исследуют образцы античной письменности.

Подаренный долиной Нила материал для письма служил древним египтянам более четырех тысяч лет. Последний старинный документ на папирусе — послание Папы Римского — датирован началом XI века. Этот писчий материал оставался в употреблении до XI—XIII вв.еков, наряду с пергаментом, пока их не вытеснила бумага. Не случайно на нее в некоторых европейских языках перешло имя папируса. Это, например, английское paper, немецкое papier, французское papier.

Нет худа без добра

Легенда гласит, что во II веке до нашей эры поссорились сирийский царь Евмен и правитель Египта Птолемей. Первый решил устроить в своей столице — городе Пергаме на полуострове Малая Азия шикарную библиотеку. Чтобы закупить для нее папирус, Евмен отправил слуг на поклон к египетскому монарху. Тот заподозрил, что культурное учреждение в другой стране затмит размерами и популярностью знаменитое на всю Ойкумену собрание свитков в Александрии, и запретил экспорт дорогого папируса. Ремесленники Пергама принялись искать замену традиционному материалу.
Нужда оказалась мощным двигателем прогресса. Решение нашлось. Пергамцы принялись обрабатывать шкуры скота и добились получения прочного, пластичного и долговечного материала для письма. В его названии — пергамент (греч. — Πέργαμoς) увековечено название древнего города предприимчивых изобретателей.

Справедливости ради скажем, что грубую воловью кожу для письма люди использовали и раньше. «Рационализаторское предложение» пергамского царя состояло в том, что он повелел свозить на переработку в столицу шкуры молодых телят, овец, ослов и коз.

Римляне называли новый, превзошедший папирус, материал бело-желтого естественного цвета мембраной. Его отличали высокая прочность, эластичность, способность не ломаться на сгибах, влаго- и термоустойчивость, удобство хранения. Писали на нем с двух сторон и многократно — за счет того, что прежние слои красителя счищали, чтобы нанести другие. От предыдущих надписей не удавалось избавиться полностью. Только в 1761 году появились реактивы, благодаря которым удалось прочесть старый текст перевода Библии на готский язык. С конца XVII века было обнаружено множество «двойных» рукописей. Их именовали палимпсестами.

Чуть ли не единственным изъяном изобретения оказалась его дороговизна. Для изготовления одной книги требовалось стадо телят или ягнят. Одно из самых дорогих изданий на пергаменте хранили в средние века в библиотеке персидского шаха. Стоило оно 250 тысяч золотых рублей. Трудно представить, сколько животных потребовалось для книги «Чарын Гир» из всемирно известной армянской библиотеки Матенадаран в Ереване?! На созданное в XVI веке послание персидского шаха султану Османской империи наверняка истратили стадо молодняка. Манускрипт имеет длину 10 метров, ширину — 7 и хранится в Национальном музее Турции. Недаром пергаментные книги их владельцы приковывали к стенам цепями. Собрания манускриптов переходили по наследству и считались редкостью. Из-за большого веса фолианты переносили в больших матерчатых сумках, перекинутых через плечо.

На Руси пергамент стали изготавливать в XV веке. Раньше его приобретали за границей. На пергаменте написано много русских книжных раритетов. Среди них древнейшая рукописная книга Киевской Руси «Остромирово Евангелие» 1056–1057 годов, а также датированный различными годами, начиная 1016-го, свод правовых норм Киевской Руси «Русская Правда», знаменитая «Лаврентьевская летопись» XIV века и другие памятники средневековой отечественной литературы. Сохранилось Соборное уложение 1649 года (текст нашли в 1767 году). Эта рукопись из московской Оружейной палаты представляет собой тридцатиметровый свиток толщиной от 22 до 26 сантиметров из 959 склеенных между собой листов. В 1785 году в Петербурге на пергаменте роскошно издали «Городовое положение» императрицы Екатерины II с гербами городов Российской империи.

Даже в ХIХ веке патентную документацию Великобритании и США оформляли на пергаменте. Лишь в 1956 году парламент Великобритании отменил правило писать и печатать только на этом материале значимые законы Соединенного Королевства.

Изобретенный жителями Пергама материал веками исправно служил народам Малой Азии, Африки и Европы, но, подобно папирусу, уступил место одному из великих китайских изобретений — бумаге.