Бумага в Древнем Китае

Слово о слове

Мы знаем, что в странах Европы бумага получила свое имя от ее предшественника папируса. Откуда взялось слово «бумага» в русском языке? Этимология, раздел лингвистики, изучающий значение слов, дает разные ответы.
Одно из экзотических толкований учитывает старинную технологию производства бумаги, связанную с измельчением сырья — хлопка, тряпья и целлюлозы. В чешском языке gumat — толочь, пихать, дергать. Отсюда, возможно, простонародное — гумага.
Исследователи указывают на родство этого слова с обозначениями хлопка на разных языках: греческом (βóμβαξ, βóμβυξ, βóμβαξ), турецком (pambuk, pamuk), персидском (pambah), армянском (bambak), грузинском (bamba). В обиходной и книжной речи XV—XVII вв.еков термин «бумага» обозначал вату или хлопок. В этимологическом словаре школьника «Почему не иначе» филолог Лев Успенский утверждает, что попав через Грецию в Италию, персидское «памбак» превратилось в «бомбаджо»: так назвали хлопчатобумажную бумагу, хлопчатое волокно.
Народы Руси познакомились с универсальным материалом для письма в XIII веке, когда хан Батый провел первую перепись населения. Для этой цели ордынцы использовали бумагу, которую употребляли в завоеванном ими Северном Китае, Туркестане и Персии. С ними монголо-татары не только воевали, но и состояли в торговых отношениях.
Похоже, еще раньше пришло к нам слово «бумажник». Первоначально это изготовленная из нового материала попона, потник для лошади. Древнее «бумажник» и явилось переработкой итальянского «бомбаджо» на русский лад.

Словом, говоря «бумага», русские люди имели в виду хлопок. Позже так обозначали писчую бумагу. Ее вырабатывали в старину из лоскутков хлопчатобумажных тканей.
Так или иначе, одну из версий сводят к тому, что бумага — древнерусское заимствование из итальянского, где bombagio — хлопок, вата, а туда оно попало из персидского через греческий. Не менее вероятен, по мнению языковедов, другой вариант: слово из средневекового персидского перешло в армянский — bambak. В русский язык оно попало от крымских армян в том же значении — хлопок, вата или хлопчатая бумага.

Бесспорно одно: слово «бумага» давно укоренилось в русской речи. Очевидно, что его история тесно связана с хлопком. Термин «бумага» в значениях «материал для письма» и «хлопок» закрепился в нашем литературном языке в начале XV века. В XVII веке он получил распространение. Но Словарь Академии Российской разделял термины «бумага» и «бумага хлопчатая» вплоть до 1789 года.

Китайский секрет

Четыре великие изобретения древнего Китая — ими в одноименной книге исследователь китайской культуры Джозеф Нидэм назвал порох, компас, книгопечатание и первую на Земле бумагу. Эти открытия способствовали тому, что многие направления культуры и искусства, ранее доступные лишь богачам, стали достоянием широких масс не только в этой восточной стране.
Точное время появления бумаги до сих пор является предметом спора историков. Большинство исследователей считают, что произошло это в 105 году в Китае. Однако бумагоподобные материалы в этой части мира делали и раньше. Это так называемый бумажный войлок, или квазибумага, не связанный с потребностями письма и книжного дела.
В одной из китайских рукописей, относящейся к 69 году, есть упоминание об изобретении, которое назвали бумагой. В 1931 году, раскапывая древние поселения в низовьях реки Эд-зин-Гол, вблизи знаменитого мертвого города Хара-Хото на севере Китая, шведский археолог Фольке Бергман нашел в развалинах деревянные таблички и шелковые свитки с текстами, написанными с 94 по 98 годы после Рождества Христова. Там же был кусок бумажного листа. В 1957 году в провинции Китая Шэньси, в гробнице пещеры Баоцяо, обнаружили бумажные обрывки. Их возраст датируется II веком до нашей эры. Старейшим образцом бумаги считают карту из местности Фанма-тань вблизи города Тяньшуй.
Хара-Хото: ворота в «страну мертвых»
В III веке бумагу стали широко применять для письма. Самый ранний известный ее фрагмент с надписью обнаружили в развалинах китайской башни Цахартай в Алашани, где в 110 году армия династии Хань покинула позиции после нападения древнего кочевого народа хунну, населявшего степи к северу от Китая.

Происхождение бумаги во многом обусловлено тем, что для ее производства годилось практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солома, трава, мох, водоросли, тряпье, конопляные очесы, пакля, пенька, отходы бракованных коконов шелкопряда и обрезки шелка. Из-за их дефицита изготовители перешли на особый вид крапивы — крапиву коноплевую. Неровные, разной толщины шершавые листы не отличались качеством.
Возможно, поэтому первые столетия своей славной биографии бумага влачила плебейскую судьбу дешевого заменителя «высокородного» шелка. Остатки коконов тутового шелкопряда мастера размочаливали, растирали с водой между камнями.
Волокнистую массу наливали на гладкую поверхность, прессовали, сушили, доводя до лепешки в виде тонкого войлока. Первые бумагоделатели тоже относились к плебейскому сословию, чей труд, которым часто занималась вся семья, практически ничего не стоил. Но упорные китайцы не остановились на достигнутом и нашли способ усовершенствовать переживший века писчий материал.

По одной из версий, бумагу мог придумать раб из Восточного Туркестана. Китайский император якобы повелел сохранить его имя в тайне, а самому изобретателю уготовили почетную казнь — заставили проглотить золотую пластинку с выгравированной благодарностью монарха. Злые языки говорят даже, что никаких бумажных памятников ранее XI века не было. По их мнению, за восемь-десять веков они истлели бы, но доказывать это весьма спорное утверждение никто не торопится.
Справедливости ради отметим, что в Америке бумага была известна до появления там европейцев. Ацтеки и майя писали на ней свои книги-кодексы. То, что их почти не осталось, — вина колонизаторов.

Бумагу амате из коры местных деревьев жители Месоамерики (историко-культурный регион, простирающийся от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа), индейцы ольмеки, тотонаки и уастеки, применяли задолго до китайцев. Кору разных оттенков в зависимости от сырья обдирали, очищали лубяное волокно, замачивали в кипящей воде с золой и лаймом, затем промывали под холодными струями. После этих процедур волокна выбеливали на деревянных досках и отбивали камнями, до тех пор, пока те не сливались в единый лист — гладкий со стороны доски и неровный с обратной. Образовавшуюся кашеобразную массу прессовали молотами, добавляли смолу, сушили и формировали листы. Они могли быть большого размера и склеиваться между собой. Рукописи складывали в гармошки, длина которых достигала нескольких метров.

И все же искусством изготовления и распространением бумаги мир обязан Китаю. Реконструировать древнюю технологию ручного ее производства в этой стране помогли физико-химический анализ образцов и научные наблюдения, выполненные современными исследователями в районах традиционного китайского бумагоделания. Сырьем служили конопля и волокнистая часть внутренней коры листопадного дерева семейства тутовых — шелковицы, позднее бамбук и ветошь.

Расцвет бумагоделательного производства начался в этой стране в 105 году. У истоков стоял главный евнух, по другим данным — начальник императорского арсенала, изобретатель оружия, а под конец жизни смотритель дворца династии Хань. Звали его Цай Лунь (50−121 годы нашей эры). Это имя и по сей день произносят в Поднебесной с огромным уважением.

Ноу-хау Цай Луня

«Всякий высоко ценит деятельность Цай Луня, — свидетельствует древняя китайская летопись. — Он изобрел бумагу, и слава его живет до сих пор». Биографию изобретателя создали несколько веков спустя. Что в ней истина, а что вымысел, сказать трудно. По легенде сам император Лю Чжао поручил своему подданному найти материал для письма, не уступающий шелку, но гораздо дешевле. Поиски привели мастера к осам с их строительными «технологиями». После множества опытов он сделал вывод: тонкий, прочный состав, из которого сделаны гнезда насекомых, может получить и человек — практически из любого растительного сырья и отходов. В дело пошли лубяные волокна шелковицы, или тутового дерева, конопляное лыко, побеги бамбука, солома, мох, водоросли, старые рыбацкие сети, ветошь. Как в действительности выглядел открытый им способ, сказать трудно. Если Цай Лунь и не был первооткрывателем, то его, без сомнения, следует считать талантливым рационализатором. Вероятно, этот дотошный и образованный человек обобщил и усовершенствовал бесценный опыт многих оставшихся безымянными мастеров бумажного дела. Он предложил новый технологический принцип — на основе образования листового материала из отдельных волокон путем их обезвоживания на сетке из разбавленной волокнистой суспензии, что сделало бумагу пригодной для письма.
Лубяные волокна молодых тутовых деревьев и некоторых однолетних растений сортировали в расчете на грубые и мягкие сорта бумаги. Сырье разбивали в каменных ступах молотком с особой насечкой. Позднее это приспособление заменили толчеей с пестом, прикрепленным к рычагу, приводимому в движение ногой. Массу перетирали до порошкообразного состояния, часами проваривали в чанах с золой или известковым молоком, смешав с растительными соками или крахмальным клейстером, похожими по связующему действию на слюну насекомых. На старинных гравюрах со сценами производства бумаги запечатлены печи с вмурованными котлами.
Для осаждения клея мастера использовали кислые растительные соки, например, сок незрелого винограда. Листы отливали при помощи черпальной формы, обтянутой шелком или джутовой тканью. Такая форма имела сетку из тонких бамбуковых палочек. Подсохшие заготовки опрокидывали на гладкий деревянный помост, затем снимали длинными медными иглами.

Чтобы разгладить сетчатый рисунок, изделия помещали между каменными плитами. Позднее появился пресс для отжима воды из стопок бумаги. Окрепшие листы сушили на солнце или в теплом помещении. В результате получался легкий, ровный, прочный и удобный для письма тушью материал. Форматы китайской бумаги были разными, но ширина листа всегда равнялась 24 сантиметрам, что соответствовало футу — традиционной высоте планок китайских бамбуковых книг эпохи династии Хань. Внешний вид этого материала напоминал войлок.

Китайские ремесленники, неохотно вносившие новшества в технику, долго применяли найденный Цай Лунем способ. Благодаря его простоте, разнообразию сырьевых материалов и дешевизне ручного труда, в Китае стали изготавливать бумагу всевозможных форматов, цветов, веса, пропитывали ее веществами для отпугивания вредных насекомых. Появились бумажные деньги.
В III веке новый материал вытеснил деревянные атрибуты для письма. С незапамятных времен в этой стране размножали тексты с помощью печаток. До применения бумаги оттиски делали на глиняных и бамбуковых дощечках. Изобретение способствовало появлению настоящих книг.

Император Хен Сюань приказал писать только на бумаге и запретил употреблять для письма деревья. С тех пор бумага становится официальным материалом для письма, а в V—VI вв.еках бумажные книги распространяются по всей стране. Из бумаги изготавливали украшения, традиционные фонарики, драконов, зонты, веера, салфетки, носовые платки и другие предметы обихода, в нее заворачивали продукты, ее вставляли в окна.

Незабытое старое

Близ города Ангулем на юго-западе Франции до сих пор вырабатывают бумагу по древней технологии. На основанной в XVI веке фабрике «Мулен дю Верже», что значит «Мельница в саду», из чана черпают белую массу на основе тряпья и хлопкового пуха. После покачивания четырехугольной деревянной рамы с металлической сеткой на ней ровным слоем оседают тонкие волокна. Влажный лист опрокидывают на гладкий деревянный поддон. Как в прежние времена, продукцию сушат на шестах, используя тепло старинной печи. Персонал фабрики состоит из одного человека, который производит за год тонну бумаги. Войти сюда можно бесплатно, чтобы рассмотреть древние механизмы, а при желании купить образец бумаги ручной выделки. Этот способ потерял промышленное значение в XIX веке. Но малые предприятия остались не только в Китае, но и во Франции, Англии, Испании, Италии, Польше, Чехии и Словакии. Эти живые памятники сохранились в США, Канаде, Ирландии, Швейцарии. Десятки их уцелели в Японии, особенно в префектуре Кочи на острове Шикоку, где много шелковичного кустарника и чистой воды — ингредиентов, ценимых мастерами древности. После отливки ручным способом японскую бумагу выкладывают под солнечные лучи, сохраняя декоративный узор текстуры дерева, из которого она изготовлена. Высушенную продукцию выравнивают мягкими вениками, натирают листьями камелии. Искусство изготовления бумаги при помощи чана, сита и ручного пресса переходит от отца к сыну. Красота и прочность такой продукции не сравнима с лучшими образцами, изготовленными на современной бумагоделательной машине.

В древности на подобной бумаге ручной выделки писали императорские указы. Сегодня ею охотно пользуются художники и полиграфисты, создающие и репродуцирующие высококачественные художественные произведения.

Свое искусство мастера бумажных дел из Страны восходящего солнца отточили после того, как производство бумаги вырвалось за пределы родины китайца Цай Луня, начав свой путь к покорению мира.